В отношении коммерческой недвижимости в составе жилых комплексов застройщики применяют различные стратегии владения. Раньше основным решением была продажа на этапе строительства, сейчас все чаще мы отмечаем, что девелоперы переосмысливают значение коммерции и оставляют ее в собственном управлении. Такой подход позволяет управлять составом арендаторов и обеспечивать для жителей дополнительный комфорт благодаря многофункциональности объекта. Рядом с домом появляются кафе, рестораны, кофейни, различные магазины, сервисы, фитнес-клубы.
В идеале концепция коммерческих помещений и определение их назначения должны быть проработаны на этапе проектирования. Это современный подход, он позволяет повышать привлекательность объекта не только в процессе проживания, но уже при продаже, когда покупатель понимает, какие функции предусмотрены в жилом комплексе. Гарантом реализации этих функций может выступить только сам застройщик. После продажи помещения контролировать будущего арендатора девелопер не может, что может привести к появлению в одном объекте конкурирующих и дублирующих функций, а какие-то необходимые сервисы останутся в дефиците. Если у застройщика нет департамента, который занимается коммерческой недвижимостью, целесообразно отдавать разработку концепции, брокеридж и дальнейшее управление объектом сторонним профессиональным командам.
Скорость сдачи объектов в аренду будет зависеть от правильно проработанной концепции, а также от компании, которая будет заниматься поиском арендаторов. По нашему опыту, брокеридж стоит начинать за 6-8 месяцев до ввода объекта в эксплуатацию. При правильной тактике к моменту заселения жилого комплекса перечень арендаторов уже будет определен.
В центре города сохраняется высокий интерес к коммерческой недвижимости, есть потенциал для создания новых гастрокоридоров в связи с тенденцией к росту спроса на бары, кафе, рестораны разного формата. Растет популярность направлений велнес-индустрии (салоны красоты, спа, массаж, оздоровительные процедуры).
Особенность коммерческих помещений в ЖК «Заря» - специфика размещения, предполагающая свободный доступ к помещениям жителей и гостей города. Это повышает привлекательность объекта для арендаторов, при этом не станет проблемой для жителей, для которых продуманы приватные дворовые пространства.
Полагаю, что девелопер формирует коммерческие помещения не только для нужд жителей, потенциал у объекта гораздо больше. С интересом наблюдаю за развитием проекта. На мой взгляд, помещения в ЖК «Заря» могут рассматривать и региональные, и федеральные игроки. В данной локации есть готовая инфраструктура, тем не менее развитие и благоустройство центра города, появление новых пешеходных маршрутов стимулирует создание новых точек притяжения для жителей города и гостей Казани. Полагаю, что объект может быть рассмотрен не только под стрит-ритейл, но и под офисы в связи с дефицитом в Казани качественных офисных помещений.
*Изображения с сайта zaryadom.ru