Как будет выглядеть картина коммерческой недвижимости в разгар кризиса? Так же, как и в остальные два – увеличение вакансии до 25%, снижение арендных ставок до 30%-40%. Главный вопрос сколько это продлиться и каким рынок вернется из кризиса.
Каждый кризис давал развитие новым форматам, сферам бизнеса и трендам качества и параметров площадей. Так, на фоне пандемии подъем возьмут фармацевтические компании, он-лайн ритейл, распределительные центры, обслуживающие доставку товаров. Развитие он-лайн ритейла повлечет за собой уже начавшееся сокращения площадей гипермаркетов, а центры доставки будут новыми арендаторами Street Retail. Количество торговых операторов безусловно сократится, а ценовой сегмент товаров продолжит переход в «Эконом». После развития он-ритейла, ожидаемого в период с 2020-2021 год торговые центры должны будут возвращать покупателей в свои стены. Поэтому в данный период будет важным не сохранить доход, а не потерять арендаторов, которые поддерживают ассортимент для покупателей. А так же, вложить силы в развитие технологичности своих квадратных метров, т.е. сдавать не только площади, но и технологии он-лайн торговли (как это сделала Мега, запустив свои приложения для покупателей).
В офисной недвижимости увеличение вакансии начнется первым, в связи с уже случившимся переходом компаний на формат home office и если в период пандемии, компании смогут наладить дистанционную работу своих сотрудников, то возвращение данных работников на арендуемые площади ждать не придется, в следствии чего измениться нарезка бизнес центров с сторону уменьшения блоков офисов. Так же в офисной недвижимости появятся новые форматы качества: возможен уход от open-space, установка качественных систем индивидуальной вентиляции и кондиционирования, дальнейшее развитие коворкингов как мест для проведения встреч и переговоров и размещения гибких команд.